
Андрей, как давно ты занимаешься единоборствами?
Первый раз в единоборства я пришел совершенно случайно. Это были 80-ые, мне тогда было лет 10. Один мой друг рассказал мне про такую штуку как каратэ и сказал, что ему нужен напарник. Он привёл меня в школу Сен-Э Владимира Удалова. У него тогда был красный пояс по Сен-Э и он полуподпольно вёл занятия для всех желающих и для милиции. Получилось так, что после первого же занятия тот приятель куда-то делся, а мне тогда было скучно, и я ходил. Со временем Удалов направил меня на борьбу, где был и бокс. На борьбе меня признали неперспективным, поскольку это было СДЮСШОР, и я начал слоняться по всяким школам каратэ, смотреть где что.

Уже лет пятнадцать, если не больше. В какой-то момент мой инструктор в ДоМо Грязнов Сергей стал меня напрягать, когда он был чем-то занят, веди занятия. Я был студентом, денег не было, так и начал вести занятия.
Когда инструктор становится учителем?
Никогда.
То есть учителем рождаются?
Нет, но я предпочитаю быть инструктором, чтобы не лезть в личную жизнь и прочее занимающихся у меня людей. Ко мне приходят люди и задают конкретные вопросы. Когда инструктор переходит грань определённой личной жизни, определённой закрытости, он становится типа учителем. Это не совсем верно, потому что если ты учитель, если ты такой совершенный, тогда, не знаю, пройдись по вертикальной стене, или воспари, или ещё что-нибудь. Немножко неправильно, когда превращаются в каких-то там супер гуру единоборств. От того, что ты знаешь пяток-другой каких-то крутых выкрутасов, это не делает тебя сверхчеловеком. Шиномонтажник, который может шину поставить без инструмента, тот тоже в принципе герой. Учителя - это в общем-то немножко такой вопрос, когда человеку хочется понадувать щёки, он себя объявляет великим гуру, великим учителем. Или человек хочет на этом денег заработать.
Я не учитель, я инструктор. Я знаю два десятка прихватов, как сделать так, как сделать этак. В общем-то, выдаю технику, а как люди ей распоряжаются это уже их заботы. Брать на себя ответственность за людей и воспитывать их как-то, это означает вступать в конфликт с социумом, который их воспитывал с детского сада.

Можно выделить несколько групп единоборств. Первое – это спортивные единоборства. То есть то, что называется спортом, бокс, борьба, спортивное каратэ, спортивное тхэквондо. То, почему существуют правила. Вторая большая группа это традиционные единоборства. То есть уже даже близкое к какому-то религиозному действу, когда сто пятьсот поклонов кому-то там, пятьсот приседаний и т.д. То есть традиционное - оно есть традиционное: как великий мастер Сунь Хунь Вчай, встав с похмелья, сказал, так они и делают. И это ни хорошо, ни плохо, но, по-моему, всё-таки традиционным единоборствам место там, где традиция зародилась, на Окинаве или ещё где-нибудь. Ну и третья большая группа единоборств – это прикладные единоборства. То, что необходимо людям для осуществления их хозяйственной деятельности. Скажем, это полиция, военные и другие. Между ними есть довольно таки чёткая грань, хотя многое перетекает из одного в другое. То, что будет пригодно в спорте, отнюдь не будет пригодно в том же окопе, в котором по колено воды после двадцатикилометрового марша.
Разумеется, никто не запрещает переходить из спортивных единоборств в прикладные, из прикладных в традиционные. Скорее всего, такой путь нормальные люди и проделывают. Начинают со спорта, за тем у них идёт армия, ещё что-то, ну а затем у них начинается традиция, когда единоборства это уже стиль жизни, смысл существования, чайная церемония, особые способы завязывания поясов и так далее.

Для меня единоборства - это образ жизни. Есть различные методы прожить свою жизнь. Есть метод йоги, есть метод единоборств, в частности каратэ, чем мы занимаемся. Есть метод ушу, есть метод фехтования. Есть метод гранёного стакана или ещё чего-то. Это то, что наполняет жизнь человека. Единоборства - это просто такой способ жить.
Единоборства и воинское искусство - это одно и тоже?
Скажем так, единоборства - это специализация. Единоборства больше к спортивному миру относятся, борьба например, бокс. А воинское искусство это уже больше тактика, стратегия, маскировка, выживание на местности и так далее. Просто разная специализация одного и того же. Очень большой пласт культуры с довольно-таки большими полями для применения.

Как сказать травмоопасно? Вообще, дисциплина атэмисивари (разбитие твёрдых предметов) и показывает отличие боевых традиционных единоборств от спортивных. Потому что человек, который может разбить кулаком кирпич, доску, ещё что-то, может вступить в бой в любой момент, а скажем боксёр, который тоже может разбить туже самую доску, сильно подумает, стоит ли ему махать кулаками, если они не забинтованы и на них нет перчаток. Поэтому атэмисивари в школах - это показатель их реального применения, когда человек знает что такое ударить голым кулаком. Ну и следующий момент, надо отдавать себе отчёт в том, что многие доски, которые для нас кажутся достаточно простыми, та же четвёрка на весу, это показатель техники. Техника либо есть, либо её нет. А для учеников, то, что ты разбил что-то такое большое и твёрдое - это очень сильно повышает их самооценку, даёт им уверенность, что их техника стала супер-пупер. Это инструмент, его нужно просто уметь применять. Там где не бьют доски, можно сразу сказать, что это в чистом виде спорт, потому что там люди работают либо безконтактно, либо рассчитывают на защищённые конечности – бинты, перчатки, накладки.

Ну не совсем так. В ДоМо я пришёл с уже определённым набором навыков. В своё время один из моих первых инструкторов нас просто гонял по разным школам: идите и смотрите, кто чего делает. Вот инструктором я стал уже в школе ДоМо.
Расскажи немного о школе ДоМо. Почему ты остался именно в этой школе?
Во-первых, я рядом живу. Давайте так, это удобно. Ну а если серьёзно, то ДоМо стало чем-то вроде точки опоры, осью, на которую надевались остальные мои знания, умения, навыки. При этом я никогда не рассматривал школу ДоМо как способ зарабатывать деньги. То есть для меня это было всегда хобби и увлечение. А когда в эти вещи не примешивается финансовый вопрос, когда тебе нечего делить, тут получается попроще. Когда есть бизнес, совместный какой-то или несовместный, здесь немножечко посложнее. Кто-то тянет одеяло на себя, кто-то от себя. Поэтому получилось так, что для меня это хобби, развлечение, отдых. Мало что может испортить это приятное время препровождения.
В ДоМо есть одно очень большое преимущество - там ты свободен: если сегодня у тебя ударная техника, завтра ты можешь переключиться на дыхательные практики. То есть нет какой-то очень жёсткой привязки к определённой технике, которая вот это вот кёкусин, а вот это уже не кёкусин. Свобода! Поэтому двигайся куда хочешь и занимайся чем хочешь.

Мы живём в социуме. Во-первых, мы все проходим через детство. В детстве драки - это нормальное явление. Во-вторых, бывает драка, то есть некий физический контакт, а бывают и некие конфликтные ситуации, которые решаются словами. Например, принципы айкидо применяются в тех же деловых переговорах. Поэтому если ты живёшь не в пустыне, где вокруг ничего нет, а в социуме, то минимальный набор знаний по единоборствам, умение, например, заломать руку, сделать апперкот, в общем-то необходим.
Ещё один момент, который здесь надо отметить: молодой человек 15-17-ти лет, обладающий определёнными навыками и знаниями, выглядит гораздо более уверенным в себе, чем его сверстник, который не занимается спортом, а проводит время за компьютером или пьёт пиво, что соответственно производит несколько более неизгладимое впечатление на лиц противоположного пола. Это относится как к мальчикам, так и к девочкам. Потому что спортивная подтянутая девочка тоже производит несколько более интересное впечатление, чем нечто жирное, рыхлое и аморфное. Поэтому единоборства крайне необходимы для всех.
Я не призываю заниматься упорно до чёрных поясов и так далее, но минимальный набор навыков единоборств крайне желателен всем. По крайней мере, как правильно упасть на улице, какие-то тактические построения о том, что не надо заходить в подъезд, куда только что зашла какая-то мутная компания. Единоборства больше относятся к чему-то вроде безопасного образа жизни. Здесь не надо делать такую грань, что одел кимоно, зашёл в зал и это единоборства. Снял кимоно, вышел из зала и это уже жизнь реальная. Минимальные навыки должны быть у всех. Мир не спокойный, жизнь такая. Хотя лихие 90-е прошли, но как дать в нос и убежать, наверно, надо знать всем. А хорошо поставленный апперкот ещё никому в жизни не помешал.

Вот здесь такой очень интересный вопрос. Линейное экстенсивное развитие в единоборствах ограничено. То есть ты не можешь бесконечно отжиматься, бесконечно делать тски, хотя тски можно делать бесконечно, но это, честно говоря, немножечко попахивает нездоровым каким-то элементом.
Очень хорошо, когда у тебя есть хотя бы на начальном этапе тот, кто, поняв, что ты упёрся в стенку, может немножечко тебя развернуть и перенаправить в какую-то другую сторону. Потому что может быть ты дошёл до определенного уровня ударной техники, дальше она у тебя не идёт, надо менять направление. То есть надо брать уже что-то такое, немножко отличающееся от ударной техники. Знаешь, как в хорошем кёкусинкае люди десять лет занимаются вот этим бескомпромиссно жестким стилем, а потом их пинают, они едут в Китай и занимаются там тайцзицюань. Точно так же и здесь.

Нет. Сейчас люди в интернете, раньше в кино, ещё раньше ещё где-то. Люди особо не меняются. В единоборствах надо учиться, надо прикладывать усилия. А если у человека есть возможность ничего не делать, он будет ничего не делать. Поэтому определённый контингент, которым нужны единоборства, будет всегда. Вопрос в том, чтобы его найти, а этот контингент мог себе найти действительно достойного специалиста, инструктора, учителя, чтобы это не превращалось в ММА, сломанные челюсти на улице и потом тюремные дорожки. То, что сейчас и то, что тогда, оно всегда было одинаково.
Кто твой любимый мастер единоборств?
Единственный, кто на меня определённое впечатление произвёл, это Бенни Уркидес. Многие его помнят по фильмам Джеки Чана. После окончания спортивной карьеры он открыл свою школу каратэ, и эта школа была официально признана в Японии. Здесь эволюция от спорта к действительно каким-то традиционным стилям. А так я очень люблю смотреть бокс, там прослеживается и тактика и стратегия, и собственный почерк у многих боксёров.

Занимайтесь единоборствами. Мир единоборств огромен и многообразен. Единственное, рекомендую идти туда, где натоптанное место, где люди сидят на одной точке уже лет 15-20. Где можно отследить прогресс людей, что вот он в 90-х годах совсем маленький с первой своей медалькой, а вот он в зале здоровый. Не ведитесь на обещания, что вы там после этого семинара круто что-то сможете. Нет, единоборства - это классический балет и чтобы что-то получилось должен пройти определённый промежуток времени. Я не имею ввиду какие-то семинары, где вам показали как правильно заломать руку, это можно достаточно быстро освоить. Не надо вестись на всяких приезжих мастеров. Надо понимать, что все они приезжают сюда деньги зарабатывать, а не нести разумное, доброе, вечное. Ну и надо ориентироваться на ещё один такой моментик: если стоит принципиальная парадигма, что кто не с нами, тот против нас, то лучше убегать из этой школы.
Единоборства - это такой способ управления жизнью, такой инструмент. Он не может быть самоцелью, не может быть определяющей суперпотребностью. Занимайтесь. Кому что нравится. Хороший способ сбросить агрессию, стать уверенными в себе, поправить немножко здоровье, если конечно не фанатично заниматься и не пытаться разбить лбом кулак оппонента. Хорошая штука, очень разнообразная: от всяких мягких дыхательных гимнастик а-ля ушу до супер жестких всяких кёкусинкай и прочего, где не признают защиту. На мой взгляд, это немножко больше, немножко интересней, чем всякие там игровые виды спорта и прочее. Я занимаюсь единоборствами до сих пор, мне сейчас 46 лет и у меня ещё очень много вопросов, мыслей. И мне бы хотелось и это посмотреть, и то посмотреть, и этому научиться. А скажем люди, которые занимались теми же игровыми видами спорта, у них уже всё. Тот же мой одногруппник, который когда-то был мастером спорта по баскетболу, уже давно не играет. Надо понимать, что здесь развитие бесконечно, а во всяких таких видах оно относительно быстро заканчивается. Поэтому вперед граждане, додзё ждёт вас!