История современных боевых искусств. Часть 1

История современных боевых искусств. Часть 1

Бодхидрарма Предыдущая статья с Андреем Потаповым получила большое количество положительных отзывов. Поэтому мы решили встретиться ещё раз и поговорить об истории единоборств. Беседа получилась настолько объёмной, что материал пришлось разбить на несколько статей.


⚹⚹⚹

Начнём небольшой исторический обзор по истории единоборств, нечто вроде общеисторического экскурса. Как известно человек отличается от животного именно тем, что он умеет обучаться и умеет обучать. Поэтому с самого раннего этапа развития человечества всегда обучали каким-то охотничьим и боевым навыкам. А с возникновением государства появлялась и профессиональная армия, в которой готовили солдат. И уровень подготовки этих солдат определялся всего лишь уровнем развития технологий. Т.е. подготовка какого-нибудь древнеегипетского солдата не сильно отличалась от уровня подготовки какого-нибудь швейцарского пехотинца конца XV века. Касаться особо этого не будем.

Современные единоборства, о которых мы говорим, формально возникли в Индии достаточно давно, как элементы неких культов. К сожалению, сказать о том, что делают эти люди очень сложно, потому что они не очень-то распространяются по поводу своих практик. Хотя на широкую аудиторию были вытащены техники пенчак-силат (индонезийские, они же индийские), варма-калаи, известна также индийская секта тугов-душителей и т.д. Тут есть такой автор Джон Ф. Гилби, который в своё время писал очень хорошие обзоры на эти необыкновенные истории, книжка называется «Секретные боевые искусства мира».

Будем считать, что формальной точкой отсчёта современных единоборств, так как понимаем их мы, является приход из Индии известного товарища Бодхидрармы в монастырь Шаолинь (имеется в виду Северный Шаолинь, потому что Южный Шаолинь - это чистый литературный вымысел). По легенде он пришёл в Шаолинь, увидел, что буддийские монахи обрюзгли и заставил их выполнять знаменитые восемнадцать движений рук Архатов. Соответственно с этого момента начинается история монастырского ушу. В результате монахи добились определённой повторяемости результатов, они создали и систематизировали некое количество стилей, которые соответствовали физиологическим особенностям отдельных людей. Знаменитые монастырские стили сейчас все известны. Но здесь есть такой момент, что для монастырского кулачного боя (термин цюаньфа) характерен очень длительный период обучения и отсутствие каких-то целей по достижению определённых вершин в единоборствах, потому что это была больше некая религиозная практика.

Разумеется, к тому моменту в Китае была армия, т.е. определённые навыки армейского рукопашного боя имелись. Были всякие небольшие клановые школы, т.е. это люди, которые занимались, например, сопровождением караванов. Надо отметить и такой феномен, как конфуцианство, главенствующее тогда в Китае, как определенная дисциплина ума. Чиновник, который поступал на службу государству, писал сочинение на тему своей будущей работы, сдавал несколько экзаменов, в том числе и экзамен по рукопашному бою. Поэтому определённое обучение всё-таки было, но этот слой населения по сравнению с общим населением Китая был исчезающе мал.

Это была обычная школа. Поэтому говорить о каком-то супер-пупер высоком уровне при таком способе обучения и о том, что это было массовым явлением, нельзя, потому что на 30 миллионов населения всего несколько тысяч человек, которые практикуют и занимаются - это довольно-таки смешно по статистике.

Вернёмся к Китаю и непосредственно к единоборствам. Почему там получилась такая вспышка в какой-то момент? Что стало серьёзным толчком в развитии единоборств? Монастырское ушу так и практиковалось несколько сотен лет подряд, где монахи обучались двадцать пять лет, что было очень долго. При этом монастырское ушу подразумевало, что монах первым бить не мог, он сначала защищался, и только потом контратаковал. И при всех этих супер-пупер навыках скорее всего в половине случаев монахи проигрывали, потому что первый удар был и последним. Превосходство атаки над защитой было блестяще продемонстрировано ещё в конце 19-го века французскими фехтовальщиками. Поэтому эффективность монастырских школ, длительность обучения и т.д., ну это монастырь.

Но где-то в 1600-том году нашей эры по завершению объединительных войн в Японии – это эпоха Сёгуната Токугава, в Японии скопилось огромное количество бесхозных солдат-самураев (некоторые источники называют чуть ли не сто тысяч). И японцы, чтобы не кормить эту прорву, в общем-то, ненужных людей, отправили их завоёвывать Корею. Как говорится пускай грабят, убивают, жгут и насилуют, но на чужой территории. Завоюют хорошо, не завоюют – пускай там все передохнут. В Корее началась война и, соответственно, южно-китайское побережье оказалось под ударами японских пиратов, которые их точно также грабили.

Один китайский генерал, фамилию и дату сейчас точно не скажу, получил приказ организовать защиту побережья. Он прибыл туда с небольшим отрядом личной гвардии телохранителей и отрядом монахов Шаолиня. Их было очень немного, может, человек 300 в общей сложности. Генерал обладал определёнными организаторскими талантами, плюс само население было заинтересовано в отражении этих набегов, и они очень быстро собрали довольно-таки большую армию. Когда встал вопрос об обучении этих людей, монахи Шаолинь упростили свои монастырские комплексы, и сделали очень знаменитый сейчас комплекс «длинный кулак». Он есть во многих учебниках, есть видео. В общем, с этого комплекса, с этого момента, когда стали обучать армию, можно считать, что началась история современных единоборств как таковых. Массовое обучение по одним и тем же методикам, которое давало одни и те же результаты. Снято много китайских фильмов на эту тему, сейчас называть не буду, кому интересно, сами ищите.

Где-то за два, за три года усилиями монахов, потом, кровью, определённым количеством жертв, армию сделали весьма боеспособной. Комплекс «длинный кулак» оказался очень эффективным для массового обучения. В итоге японцев из Кореи вышибли, набеги пиратов были отбиты и в Китае оказалось очень много людей, которые владели монастырским ушу. Владели на хорошем уровне и владели с опытом применения в реальных боевых действиях. Там кто-то называл цифру, что их было чуть ли не 60 тысяч человек.

Война закончилась. И вот 60 тысяч этих обученных людей оказались предоставлены сами себе. Кто-то вернулся к обычному крестьянскому труду, а кто-то помчался продавать свои знания. Именно продавать. Потому что на тот момент Китай уже был высоко цивилизованной страной, ходить по улице с метром обточенной стали уже было не комильфо. К тому же высшие чиновники, о чём я уже говорил, поступая на службу государству обязаны были сдавать экзамены по рукопашному бою, но учителей найти было довольно-таки сложно, а тут они оказались на улице. Пооткрывали свои школы и, соответственно, средний класс, который стремился подняться повыше, стал туда массово отдавать своих детей и обучаться сам. Опять надо сказать, что большая часть населения Китая это всё-таки были крестьяне. А крестьяне заниматься нормально единоборствами не могли, потому что большую часть своей жизни они проводили в полях, добывая хлеб насущный для себя и для государства. О том, что крестьяне там где-то когда-то занимались массово единоборствами, ну видимо человек плохо знаком с крестьянским трудом.

Но, тем не менее, это массовое преподавание привело к тому, что за несколько сот лет китайцы достигли действительно очень больших высот. И всё, что мы знаем про всякие там железные рубашки, ещё какие-то вещи, это действительно пошло оттуда. Когда занимается много людей, когда более или менее внятный преподаватель, тогда есть шанс, что кто-то из тысячи учеников окажется талантливым, начнёт это дело продвигать. И к определенному моменту, исходя из этого комплекса «длинный кулак», плюс наслоения всяких местных стилей и направлений, мы увидели огромное количество школ и направлений с разной степенью эффективности и эффектности.

Кадр из фильма ЗМЕЯ В ТЕНИ ОРЛА Надо сказать, что тогда-же появилось и понятие коммерческого ушу, которое направлено на клиента. Есть такой термин цветочный удар, т.е. вроде как эффектно, красиво, но бесполезно. Это не последнее изобретение, это было ещё тогда в Китае. Очень много фильмов этому посвящено опять-таки, когда там какой-нибудь Джеки Чан прибегает в какую-то школу, где люди со страшными лицами встают в страшные позы, и вдруг раздаёт всем по голове, потому что они что-то делают, но, оказывается, делают не так. Это коммерция - есть продукт, на него есть спрос и соответственно формируется предложение.

Этот период бурного рассвета единоборств. Вражда школ, разделение на внутренние стили, на внешние стили, разделение на северные стили, на южные стили и так далее - всё это зависело от того, какие люди. На севере больше ходят ногами, там соответственно больше махали ногами, на юге люди больше склонны к работе руками, там больше ставили на удар кулака. Этому посвящено очень много книг, исследований и т.д.

Но к сожалению, этому пришёл конец.
448