
- Андрей Владимирович, сколько лет Вы уже преподаёте?
- О Го я узнал из серии статей журнала «Наука и жизнь» в 1978г. после армейской службы. А с детьми стал заниматься с начала 90-х. Первые полтора года кружки: в интернате №7 на Васильевском, в 569 школе в Рыбацком. С 1992г больше 20 лет в гимназии 227- там, помимо кружка, вёл уроки Го для начальной школы. Последние три года работал в центре китайской культуры «Диалог».
Начало было несколько забавно. Как-то на детском турнире в Петрозаводске (поехал с командой товарища, скорее ради любопытства) ждал сюрприз: ещё одна группа из Санкт-Петербурга, совершенно неизвестная в «гошных» кругах, которую привёз школьный учитель информатики. Человек замечательный, но знавший о Го, пожалуй, лишь правила. В школе среди свежеприобретённого спортинвентаря были комплекты Го (!?) 13х13. Что это - никто не знал, а Андрей Германович, совершенно случайно увидевший их, произнес сакральную фразу: «О, Го!». И вопрос о руководителе кружка отпал сразу. В итоге, после непродолжительных и результативных уговоров на его месте (руководителя кружка) оказался я. 90-ые годы: с одной стороны - время свободы, а с другой - проблемы с работой, безденежье, бандитизм. Всё и на глазах детей. Мне казалось, да был уверен, что изучая Го, можно развить, помимо логических, ещё и нравственные аспекты - весьма важные. Не скажу, что мерзавец не играет в Го – ещё как играет - но наряду с абстрактным мышлением и интуицией эта игра учит и необходимым в жизни моральным качествам. Очень много зависит от учителя.
- В Советском Союзе были популярны шашки и шахматы, почему Вы заинтересовались Го?
- Сиюминутная популярность, приходящая мода на что-либо как-то меня отталкивали. Мне всегда было интересно то, что мало кому известно, чем мало кто увлечён. А в то время про Го никто ничего не знал, не было ни то что бы какой-то литературы, а и комплектов: ни досок, ни камней. Сейчас даже не скажу, чем действо Го меня зацепило, наверное, прошлая инкарнация (смеётся). Пожалуй, глубиной: Го более 4000 лет, а актуально и поныне! А сравнивать Го с шахматами и шашками не возьмусь, даже цели разные - созидать или разрушать!?

- Безусловно. Ведь человек проявляет себя во всём: поступках, в походке, в почерке, в движении и в играх, конечно. Причём, что удивительно, как агрессивный, так и пассивный человек при равных условиях проигрывает в Го. Агрессивный старается взять нахрапом, только вперёд - в атаку! - и в погоне делает ошибки. Нельзя постоянно делать вдох - можно задохнуться. А «мышонок» начинает делать ходы «тигра». И понимание обычно приходит. Человек, играющий спокойно, рассудительно, сочетающий своевременную защиту и атаку против агрессивного или пассивного игрока, конечно, его обыграет.
- А есть ли обратное воздействие игры на человека?
- Обязательно. Даже на того, кто воспринимает игру только как развлечение. Если он раз проиграл, два проиграл в похожих позициях, то он начинает делать иные ходы. Например, я, поначалу, сначала ходил, потом думал. Предпочитал атаку. Но со временем начал анализировать ситуацию глубже, стал усидчивее. И конечно, это переходит не только на решение игровых задач, но и вовне. Мне всегда казалось, что если человек будет играть в Го, то «лапшу на уши» ему уже никто не повесит. Потому что здесь такие ситуации, такой анализ идёт!
- Современное спортивное Го отличается от традиционного?
- Когда азарт порождается процессом игры, то это классическое Го. Когда азарт порождается желанием одержать победу, получить приз – это уже не Го. Я всегда говорил, что за доской партнёры, а не соперники. Как только приходит спорт, сразу появляется соперничество. Какое тут партнёрство? При проведении соревнований я бы особо не выделял первое место. Ведь может быть и так, что ты первое место занял только благодаря тому, что твой партнёр так сыграл. Ты можешь выиграть партию, а можешь не выиграть – партнёр может тебе её проиграть. А это большая разница. Бывают такие партии, что ты проигрываешь, но тебя так красиво обыграли, что расстраиваться и повода-то нет. А бывает, ты выигрываешь, но за счёт того, что твой партнёр «зевнул». Долго ли будет длиться радость от такой победы?

С поколениями дети меняются. В 90-ые, когда я начинал преподавать, у детей была боязнь ошибки: а вдруг неправильно. Есть такой мандраж, когда играешь. У малышей особенно заметно по-первости. Но это «а вдруг неправильно» я искоренил. Старался научить, что ничего страшного не происходит. Проигрыш – это толчок к познанию того, чего ты пока ещё не знаешь. Я всегда говорил им следующее: надо уметь проигрывать. Ведь если человек всегда выигрывает, первый проигрыш может стать для него катастрофой, он может перестать играть. А когда у тебя уже есть опыт, ты знаешь, что ничего страшного в поражении нет. При решении задач старался внушить, каким бы твой ответ не был - для тебя он правильный! Как на самом деле - мы можем потом разобрать. Дети становились спокойнее, увереннее. С другой стороны, можно и просто поставить наобум. Но я просил хотя бы минимального объяснения. И даже, если его не было - уж лучше так, чем боязнь сделать ошибку. Так однажды, на одном из турниров присутствовала психолог. Во время очередного тура она сказала, что может указать моих учеников - и всех показала. «Они не волнуются» - очень приятно было от неё услышать. Современные дети уже не такие. Всё-таки прогресс учит их безбоязненно действовать, хотя порой методом «тыка».
- С какого возраста можно начинать детей обучать игре Го?
- С 11-12 лет дети готовы к серьезному развитию логики, а если с играми-сказками, то можно намного раньше. Знаком с чудесной воспитательницей садика Аллой Евгеньевной Ивченко. Она обучала Го ребятишек 4- 5 лет. Ее воспитанник Игорёк как-то в раздевалке, во время совместного с папой натягивания колготок, изрёк: «Кто не иглает в Го - тот не человек!)»
- Как влияет игра на детей?
- Конечно же, они становятся сообразительнее. Не меня спрашивать, но по детским отзывам - у них повысилась успеваемость по математике, стали увереннее в себе, усидчивее, начинают доброжелательнее относиться к людям. Дети учатся анализировать, принимать решения и отвечать за них, проигрывать и радоваться даже победе партнёра. Детям нравится Го.

Меня также заинтересовало происхождение названия школы «Ранка». Андрей Владимирович рассказал, что есть легенда о том, как небожители подарили Го людям. Но это уже тема для отдельной статьи.